ИСПЫТАНИЯ НА РАЗОГРЕВ ОХЛАЖДАЮЩИХ УСТРОЙСТВ[30]
В отличие от предыдущего случая, при подъеме самолета мы уже не имеем права считать теплоотдачу двигателя равной теплоотдаче радиатора по двум причинам: во-первых, режим двигателя и условия внешней среды не являются постоянными и, следовательно, баланс теплоотдачи все время нарушается; во-вторых, подъем, как правило, начинается при» температурах, отличающихся от температур при стационарном режиме, что также создает дисбаланс тепло-отдач.
Этот дисбаланс идет на повышение температур двигателя и охлаждающих устройств. Поэтому процесс уже нельзя рассматривать как стационарный и температуры будут с течением времени (по мере набора высоты) изменяться; этот процесс называют процессом разогрева, так как обычно температуры повышаются.
Так как все рассуждения будут совершенно одинаковыми для воды, масла и головок цилиндров, будем для определенности говорить о системе водяного охлаждения; для других систем охлаждения выводы будут аналогичны.
Разница между теплоотдачей двигателя и теплоотдачей в воздух (дисбаланс теплоотдач) идет на увеличение температуры воды, радиатора и деталей двигателя. Обозначим суммарную теплоемкость этих агрегатов буквой с. Тогда при повышении температуры воды на dtB за время dz количество теплоты, идущее на разогрев, будет равно cdtB. Оно должно равняться дисбалансу теплоотдач, умноженному на dz. Отсюда
r T? = QB —Qp — (19.25)
Время dz связано с изменением барометрической высоты т т dHp
зависимостью Vyp = —^ ; отсюда
d’z •
Подставляя выражения для QB и Qp из формул (19. 1) и (19.3) и учитывая формулу (19.5), получим
NT (Л з — tB) — Spl^-Vn (таУК -1„)
cVyP cvyp
j^+f(Hp)tB = 4(Hp), (19.26)
При заданных атмосферных условиях (т. е. при заданной зависимости температуры наружного воздуха от барометрической высоты) и заданных режимах полета и работы двигателя величины f{Hp) и? (Яр), очевидно, зависят только от высоты Нр. Следовательно, дифференциальное уравнение (19.26) определяет температуру воды как функцию высоты Нр, т. е. определяет кривую разогрева. Это линейное дифференциальное уравнение первого порядка имеет, как известно, общее решение
нр
J W,
a+jV° dHp
о
Произвольная постоянная а определяется из начальных условий: при Нр=0 должно быть /в == t о, где /„о— начальная температура воды. Отсюда a = /L0 и окончательно получаем:
Функции / и? имеют очень сложный вид, задать их в аналитическом виде невозможно и значения интегралов в формуле (19.28) приходится вычислять приближенными численными методами. Обычно вводят упрощающие предположения. Для нашей цели — пересчета с одних условий испытания на другие— с достаточной точностью можно считать, что функция /(Яр) есть величина постоянная. В самом деле, при испытаниях необходимо оценить достаточность охлаждения, т. е. определить значение максимальной температуры разогрева. Как показывают и расчеты и эксперимент, максимальное значение получается всегда несколько (на — 1000 м) выше границы высотности двигателя, что и понятно: выше границы высотности теплоотдача двигателя начинает резко падать. Только в стратосфере падение теплоотдачи радиатора вследствие изотермичности стратосферы падает сильнее теплоотдачи двигателя и там может получиться новый подъем температуры. Однако такой случай встречается редко. С другой стороны, в диапазоне высот от нуля до границы высотности Ne и Vyp можно считать почти постоянными, вернее, слегка колеблющимися около некоторого среднего значения.
Таким образом изменение функции f по высоте может получиться в основном только за счет множителя у", стоящего при втором слагаемом в формуле (19.27). Однако это изменение не очень велико и можно считать /=const, взяв некоторое среднее значение. При /=const получим
*В = ^<>е ~fHp + е ~/Нр? к fHp dHp — (19.29)
о
Отсюда видно, что зависящая от tBо часть tB равна
* еЧИр — 1вОе
Эта часть при изменении 1в0 дает изменение температуры воды на
Wa = e4HpKo = caU,9. (19.30)
Как видим, эта поправка весьма быстро падает с высотой; на фиг. 19.5 представлен типичный график величины e~Jti*в зависимости от высоты.
Можно дать приближенные выражения для второго слагаемого правой части равенства (19.29) и получить поправку, вызванную изменением температуры наружного воздуха. Тогда можно было бы пересчитать целиком всю кривую разогрева на новые температурные условия. Однако этот путь очень сложен и по существу не нужен. Мы уже говорили, что для проверки достаточности охлаждения нет необходимости знать всю кривую разогрева — достаточно знать только максимальную температуру. На фиг. 19. 6 показаны типичные кривые разогрева: кривая I — при фактических условиях, кривая II — при фактических условиях, но пересчитанная на новую начальную температуру при помощи поправки (19.30),
Максимумы кривой I (при Hmax)
смещены по высоте Я; однако разница высот, естественно, невелика. С другой стороны, вблизи максимума функция изменяется мало. Поэтому с большой степенью точности можно пренебречь разностью температур вдоль кривой III при высотах Яша* и Я’тах и пересчитать только температуры в точке Ятах.
Но в момент времени, когда температура достигает максимальной величины, — = 0 и мы снова приходим к тому же ба-
dz
лансу теплоотдач, что и в предыдущем параграфе, следовательно, и поправка сводится к той же поправке Ыв=авЬТ н- Присоединяя сюда поправку на начальную температуру, получим окончательно
Ц,= а£Тн + £в^во — (19. 31)
Аналогично будем иметь для температуры масла и головок цилиндров:
Ыы = аыЬТ„ + сыи^ (19.32)
иг = аГЪТн + сгЫг0. (19.33)
При приведении для каждого типа двигателя уславливаются брать определенные начальные значения tB0, tr0, /м0. Итак, поправка на режиме подъема такая же, как и на режиме максимальной скорости, но прибавляется поправка на отклонение начальной температуры. У двигателей с большой высотностью эта поправка несущественна.
Приведем пример. Пусть при подъеме с начальной температурой воды £в0 = 9СР максимальная температура воды получалась ^в=105° на высоте 6J00 м при температуре воздуха ін=—35°; стандартная начальная температура пусть равна *в. ст = 70°С. Имеем (при приведении к РАГУ):
8 Tn — tH рату — tff = 4 — (— 35) = 39°; ав = 0,678;
. св = 0,03; о£в0 = 70 — 90= —20°;
отсюда
UB = ав8Тн + свМв0 = 0,678 • 39 + 0,03 (— 20) = 26,5 — 0,6 = 25,9°. Следовательно, в РАТУ
tB= 105 + 25,9=130,9°С.
Такая температура недопустима и, следовательно, охлаждение явно не обеспечивается; величина второго члена поправки 0,6° показывает, что никаким выбором начальной температуры нельзя поправить дело.
В отличие от режима максимальной скорости пересчет на другое положение заслонки при подъеме не производится по следующей причине: испытания на скороподъемность, как правило, производятся при полном открытии заслонок, так как на режиме скороподъемности (при относительно больших значениях Су и сх) дополнительное сопротивление почти не влияет на скороподъемность самолета.